Стоит сказать поэту волшебное словосочетание «глагольная рифма», как на вас сразу обрушится шквал негодования – что вы, ни в коем случае! Только безнадёжные графоманы пользуются глагольной рифмой. Вот что пишет В. Онуфриев в «Словаре разновидностей рифмы»: «Глагольная рифма – разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву–зову, жить–говорить... По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда, такие рифмы называют ещё и бедными: петь–гореть–шуметь–лететь». Прочтя эти либо подобные этим строки, поэты решили, что рифмовать глаголы — это плохо. Но времена меняются. Если раньше такая нелюбовь к глагольной рифме была вполне оправдана из-за небольшого количества настоящих поэтов, то сейчас практически любую рифму можно назвать банальной – слишком много стихов уже написано. Так как же быть? Может, вообще уйти от рифмы и начать писать белые стихи, верлибры или хокку? Это, по правде сказать, спорное решение – так недолго растерять красоту и складность русской поэзии, богатой не только образно, но стилистически и фонетически. Да и не должны настоящего поэта пугать небольшие сложности, они, наоборот, будут полезны начинающим «Блокам» и «Пушкиным». Ведь выразить ясно и красиво свою мысль, взяв в гармоничное и звучное обрамление рифмы, – это значит доказать свой поэтический талант, это и значит быть поэтом! Эксперименты с формой и рифмой никуда не денутся, вы всегда сможете к ним вернуться, только освойте сначала классическую форму. А для этого все средства хороши – ищите свою тему, почувствуйте, каким размером лучше её донести до читателя. А рифма, даже если она глагольная, пусть будет помогать вам в этом, если того потребует содержание вашего стихотворения. И пусть полёт фантазии ни что не ограничивает! Света – друг поэта. Глагольная рифма стремится узнать: За что же её так не любят поэты? Почему ей, родной, не рисуют портреты? Зачем за неё рифмоплёта карать!?
Куда же тогда ей, проклятой, деваться, Ежели хочется волнами плыть? Лишь закипеть, но и тут же остыть, Может, противников ради остаться?
Пусть она кучами, пыльная, копится, Пусть нерадивая тлеет золой, Спрячься, родная, ведь гонят долой, Из сундука, безмятежная, ломится!
Рифма течёт, но ей надобно знать: Как бы поэту на ухо не встать!? Но всё же ответь, коль успел ты устать: На листе ей парить или в мыслях порхать!? |