Республиканская детская газета "Класс!"
Главная страница О нас Архив Обратная связь
Разделы




Mustaqil bosma OAV va axborot agentliklarini qo`llab-quvvatlash va rivojlantirish jamoat fondi

погода



Hosting by UZINFOCOM

"Класс!"ные странички

05 Октябрь 2020 16:21
ИЩУ СЕБЯ В ЛАБИРИНТАХ КРАСОК (40)

Услышав с закрытыми глазами фрагмент беседы с наставником, вы подумаете, что главное увлечение ученицы – техника. «Что такое карданный вал?» – спрашивает Роза, а Алексей Владимирович сначала терпеливо объясняет, потом делает чертёж. Обогатившись понятиями «редуктор», «сателлит» и другими по теме, девушка берётся за привычное занятие.

Сегодня Роза  Асылгареева, иллюстратор сборника «Наследник волшебницы Адолат», одиннадцатиклассница столичной школы № 165, сама готова ответить на любые, даже самые неожиданные вопросы.

– Роза, почему всё-таки карданный вал? Не логичнее задавать вопросы из истории живописи и скульптуры?

– Любознательная. Как маленький ребёнок-почемучка, которому хочется знать всё и сию же минуту. Задаю учителям много вопросов. Спасибо, удовлетворяют моё любопытство. Многое узнаю от Алексея Владимировича. Он не строит из себя всезнайку. Если в чём-то сомневается, искренне в этом признаётся. Тогда гуглим вместе. Обоюдная польза. Самое главное, никогда не обрывает, не отмахивается, ссылаясь на занятость. Не говорит: «Роза, давай по существу. Не отвлекай не по делу!». Искренне заинтересован, чтобы я развивалась. Если чего-то не понимаю, «вбивает в голову железными гвоздями» (смеётся).

– Твоя мама – учитель русского языка и литературы в классах с узбекским языком обучения. Ей, наверное, от тебя достаётся. Она для тебя вроде энциклопедии по предмету?

– А вот и нет! Такие знания предпочитаю набирать сама. Представляю, как мама устаёт в школе: столько лет одно и то же, десятки, сотни раз. По поводу каких-то правил обращаюсь к ней в крайнем случае. Зато у нас есть «диванные» обсуждения, когда говорим на более интересные темы. Как подружки.

– Недавно на страничках «Класса!» читатели впервые увидели твои рисунки к очередной сказке о Бахтишке. Ты сделала уже 15 иллюстраций к историям из жизни бесстрашного Бахтиёра. Как работалось с текстами?

– В атмосфере постоянного вдохновения. В детстве мечтала стать или иллюстратором, или мультипликатором. Первое мне ближе. Создаёшь образ и проживаешь с героем его жизнь. Работа над «Бахтишкой» доставляла удовольствие. Читала строку за строкой, а в голову приходили разные сюжеты. Продумывала композицию, советовалась с учителем, делала эскизы. А как мы спорили! Каждый отстаивал своё видение.

Рисовала на подъёме. Каждая линия, штрих делали меня счастливее, я этим дышала и чувствовала себя как рыба в воде. Волшебство, лёгкость изложения манили, притягивали. Персонажи, события, заклинания делали своё дело. Уводили в мир фантазии, смешанной с реальностью. Причём идеи посещали в любое время. К примеру, стикер из соцсети в виде крокодильчика навёл на мысль о радуге в сказке «Слёзы матери, или Бахтишка спасает Навруз». Волшебные истории не только для детей, взрослым здесь тоже есть над чем задуматься. «Все мы нужны в этом мире!» – говорит смельчак Бахтиёр, и воспринимать его слова нужно как призыв беречь друг друга, природу.

Это первая сказка в моей жизни с такими детальными описаниями. Подробности придают особый шарм повествованию. Много магии. Привлекает и необычное назначение предметов. Есть где разгуляться воображению. Особенно понравились бусины, нанизанные на стебель вьюнка. Маленький, но бесстрашный Бахтишка использовал это необычное оружие против колдовства. Думала и о вороне: живучий, ничто его не берёт. Стала читать дальше и нашла ответ: он испытание человечности Бахтиёра.

Рисовала под аудиокнигу. Слушала Маргарет Митчелл «Унесённые ветром». Аж 59 часов. Фонтан эмоций! Часто совмещаю своё творчество с прослушиванием художественных произведений. Руки рисуют или лепят, а мозг реагирует на выразительное слово. Так работать веселее и полезнее. Во всяком случае для меня. «Я подумаю об этом завтра» – эти знаменитые слова Скарлетт вели к новым идеям. Завтра дарило встречу с новым сюжетом, который хотелось максимально отразить в рисунке.

– Когда встречаешь творческого человека, хочется проследить его путь от истоков. Как ты нашла себя, поняла своё предназначение?

– Вернее, ещё не нашла. «Кто ищет, тот всегда найдёт!» – руководствуюсь этим девизом. Видимо, потому что часто что-либо теряла и приходилось искать. В данное время он наполняется более серьёзным содержанием. Нахожусь в поисках себя. Словно складываешь пазл, от которого у тебя есть только тридцать процентов фрагментов. Остальные семьдесят предстоит отыскать и водворить на место, чтобы сложилась правильная картинка.

Рисовать люблю с детства. Заниматься основательно стала с 2018 года. Раньше копировала мультперсонажей, смотрела обучающие ролики – в общем, варилась в собственном соку. Потом «скитание» по кружкам, где надолго не задерживалась. Наставниками в серьёзном искусстве стали Алексей  Владимирович  Торопцов, учитель рисунка и лепки, и Дильшода Аъламовна Тургунбаева, учительница живописи и композиции. Они дали мне гораздо больше, чем просто уроки. Поддерживали, советовали, были рядом в трудную минуту. Порой я даже удивлялась, насколько они терпеливы и умны. После мамы это самые близкие для меня люди.

– Что для тебя творчество? Полёт фантазии, уход от реальности или возможность хотя бы на время стать волшебницей?

– Нечто такое, что можно только почувствовать. Как воздух. Ты дышишь и благодаря этому живёшь и по-другому восприни­маешь окружающий мир. Это счастье, которое даёт любимое дело. Возможность воплотить на листе бумаги настроение, пере­нестись в любые дали, осуществить неосуществимое. И как здорово, что он есть, вдохновляющий воздух! С ним отсеивается ненужное в фантазии и лучше узнаёшь себя. Понимаешь: он тебя питает и без него не сможешь жить.

Любимые темы – загадки, лабиринты. Когда смотришь на картину и она тебя затягивает в свои глубины, думаешь, как из неё выбраться. И на первый план выходят красота камней, заключающая энергию веков, стремительность воды, экологические проблемы. Над такими работами нужно больше размышлять, нежели над обычным реалистическим отображением действительности.

– Чему отдаёшь предпочтение: созданию оригинальных картин или лепке?

– Люблю и то и другое. Они дополняют друг друга. Скульптуру можно потрогать, обойти со всех сторон. Лепка – это пластика. То, чего не добьёшься на бумаге, воплощаешь в фигуре.

– Есть у тебя любимый художник?

– Чайра Батиста, рисующая загадочные иллюстрации. Публикует их на своей страничке в Facebook. Многие знают комикс «Звёздный волк и девушка-кролик». Нравится её особый стиль. Ни с кем не спутаешь.

– Наверняка ты можешь назвать и любимого писателя или произведение...

– О романе «Унесённые ветром» я уже говорила. Ещё «Алые паруса» Александра Грина. Обожаю всё загадочное, романтичное, человечное. Читала и видела перед собой Ассоль, заснувшую у ручья и получившую перстень в подарок. Эта чистая девушка умела верить в мечту и ждать. Чистоту ей дала семья, бедная, но благородная, честная. Обычно все говорят об Ассоль и Грее, а я с огромным уважением отношусь к отцу Ассоль: воспитал дочку сам, не искал замену матери девочки. Это возвысило героя в моих глазах.

– Алые паруса – символ воплотившейся мечты. О чём мечтаешь ты?

– Мечта есть. Заниматься тем, чего просит душа. Допустим, сегодня это абстракция, завтра авангард... При этом работаю с удовольствием, в комфортном для себя темпе, никуда не тороплюсь, никого не напрягаю, ни в чём не нуж­даюсь. Хочу быть независимой художницей, труд которой оценят при жизни. Конечно, со своим неподражаемым почерком, стилем.

– Как дома относятся к твоему творчеству?

– Поддерживают. Маме нравится моё увлечение. Она очень строгая. Именно эту черту характера считаю её «изюминкой». Прямо «железная леди», но судит объективно. Когда рисую непонятно или ей не нравится, высказывается открыто, без всяких маскировок, чтобы не обидеть. Однако при любых обстоятельствах находит за что похвалить. У нас есть хорошая традиция: обязательно вечером рассказываю маме, как прошёл день, что удалось и что не очень. Более внимательной слушательницы не встречала, хотя описываю свойства красок, разные техники, говорю о современной манере создания картин. Отличное подтверждение, что мы единое целое!

– Ты ведь не ограничиваешься только рисованием и лепкой?

– Учу английский язык. Считаю его одним из ориентиров в жизни и мечтаю развить владение им до уровня носителя. До пандемии ходила на плавание и бадминтон, но коронавирус «подкорректировал» планы. Пришлось заменить занятия спортом получасовой зарядкой по утрам.

В свободное время слушаю или читаю книги, пытаясь учиться на ошибках литературных героев. Чем больше читаешь, тем больше хочется читать. Люблю узнавать новое.

– Столько интересов! На них нужно много времени. Не означает ли твоё стремление к гармонии полной изоляции от бытовых проблем?

– В мои обязанности входит вытирать пыль, мыть посуду, подметать двор. Ещё мою полы. Помогаю маме «общаться» с компьютером. Готовить умею, но здесь моё творчество проявляется не так ярко. Мама готовит вкуснее. А я компенсирую её стояние у плиты массажем.

– Ты ставишь перед собой чёткие цели, тем не менее не прячась в творческий кокон. Что бы пожелала читателям «Класса!»?

– Не забывать, что жизнь – это постоянный поиск и от нас зависит, какое волшебство мы встретим в её лабиринтах.

 

Беседовала Мария СТРЕЛЬНИКОВА, тоже творческая личность.