Республиканская детская газета "Класс!"
Главная страница О нас Архив Обратная связь
Разделы




Mustaqil bosma OAV va axborot agentliklarini qo`llab-quvvatlash va rivojlantirish jamoat fondi

погода



Hosting by UZINFOCOM

"Класс!"ные странички

18 Июль 2022 14:16
КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРУДНОСТЯМИ (29)

Когда я был молодым начинающим учёным, произошло событие, изменившее всю мою жизнь.

Мне захотелось разобраться, как люди справляются с неудачами. И я стал изучать это, наблюдая, как младшие школьники решают трудные задачи. Для этого приглашал малышей в отдельную комнату, просил устроиться поудобнее и, когда они расслаблялись, давал им решить серию головоломок. Первые задания были совсем простыми, но дальше становились всё сложнее. И пока школьники пыхтели и потели, я наблюдал за их действиями и реакцией. Предполагал, что дети будут вести себя по-разному, пытаясь справиться с трудностями, но увидел нечто совершенно неожиданное.

Столкнувшись с заданиями посерьёзнее, один десятилетний мальчуган пододвинул стул поближе к столу, потёр руки и заявил: «Люблю я трудные задачки!». Другой школьник, изрядно попотев над головоломкой, поднял довольное лицо и веско заключил: «Вы знаете, я на это и надеялся – что будет познавательно!».

«Да что же с ними такое?» – не мог понять я. Мне и в голову не приходило, что не­удачи могут кому-то нравиться. Эти дети – инопланетяне? Или знают какую-то тайну?

У каждого человека есть свой образец для подражания, некто, указавший ему верную дорогу в переломный момент жизни. Для меня таким образцом стали эти дети. Решил разобраться: в чём суть установки, которая способна превратить трудности в подарок?

Что такое особенное знали эти ребята? Видимо, то, что человеческие способности, например интеллектуальные умения, можно оттачивать, приложив определённые усилия. Именно этим они и занимались – становились умнее. Неудача их отнюдь не обескураживала: детям даже в голову не приходило, что они терпят поражение. Школьники думали, что просто учатся.

Я же считал, что способности даны человеку раз и навсегда. Или ты умён, или нет. Если раз провалился – значит, интеллектом не блещешь. Всё просто. Пока тебе удаётся добиваться успеха и избегать неудач (любой ценой), ты остаёшься в числе умниц. Попытки, ошибки, старания в этой «игре» не засчитываются.

Может ли человек развить свои способности или они неизменны? Вопрос давний. А вот к чему может привести вера в тот или иной ответ на него – это уже вопрос новый. К чему приведёт вас уверенность в том, что интеллект или индивидуальность можно развивать, и наоборот – каковы будут последствия убеждённости, что это ваше неизменное качество?

 

Саиджалил ДЖАМАЛХАНОВ, учитель физики, школа № 280.