Мне захотелось разобраться, как люди справляются
с неудачами. И я стал изучать это, наблюдая, как младшие школьники решают трудные
задачи. Для этого приглашал малышей в отдельную комнату, просил устроиться поудобнее
и, когда они расслаблялись, давал им решить серию головоломок. Первые задания были
совсем простыми, но дальше становились всё сложнее. И пока школьники пыхтели и потели,
я наблюдал за их действиями и реакцией. Предполагал, что дети будут вести себя по-разному,
пытаясь справиться с трудностями, но увидел нечто совершенно неожиданное.
Столкнувшись с заданиями посерьёзнее, один
десятилетний мальчуган пододвинул стул поближе к столу, потёр руки и заявил: «Люблю
я трудные задачки!». Другой школьник, изрядно попотев над головоломкой, поднял довольное
лицо и веско заключил: «Вы знаете, я на это и надеялся – что будет познавательно!».
«Да что же с ними такое?» – не мог понять
я. Мне и в голову не приходило, что неудачи могут кому-то нравиться. Эти дети
– инопланетяне? Или знают какую-то тайну?
У каждого человека есть свой образец для
подражания, некто, указавший ему верную дорогу в переломный момент жизни. Для меня
таким образцом стали эти дети. Решил разобраться: в чём суть установки, которая
способна превратить трудности в подарок?
Что такое особенное знали эти ребята? Видимо,
то, что человеческие способности, например интеллектуальные умения, можно оттачивать,
приложив определённые усилия. Именно этим они и занимались – становились умнее.
Неудача их отнюдь не обескураживала: детям даже в голову не приходило, что они терпят
поражение. Школьники думали, что просто учатся.
Я же считал, что способности даны человеку
раз и навсегда. Или ты умён, или нет. Если раз провалился – значит, интеллектом
не блещешь. Всё просто. Пока тебе удаётся добиваться успеха и избегать неудач (любой
ценой), ты остаёшься в числе умниц. Попытки, ошибки, старания в этой «игре» не засчитываются.
Может ли человек развить свои способности или они
неизменны? Вопрос давний. А вот к чему может привести вера в тот или иной ответ
на него – это уже вопрос новый. К чему приведёт вас уверенность в том, что интеллект
или индивидуальность можно развивать, и наоборот – каковы будут последствия убеждённости,
что это ваше неизменное качество?
Саиджалил
ДЖАМАЛХАНОВ, учитель физики, школа № 280.
|