Асадбек –
учащийся Республиканского специализированного музыкального академического лицея
имени В. Успенского. Его наставник – дирижёр Национального симфонического
оркестра Республики Узбекистан, профессор Государственной консерватории
Узбекистана по классам оперно-симфонического дирижирования и оперной подготовки
Владимир Борисович Неймер.
‒ Как началась
твоя дирижёрская карьера?
‒ Сначала я
занимался скрипкой. Моя первая учительница Галия Рашидовна Бекмаева привела
меня к Владимиру Борисовичу. Ознакомили с инструментами – и захотелось
заниматься музыкой.
‒ Когда
Асадбек был маленьким, я включала концерты симфонического оркестра. Хотела
заинтересовать ребёнка. В нашей семье все любят музыку. Кто-то играет на
гитаре, кто-то на дутаре, кто-то – на дойре. Подумала: «Может, и у сына
получится?». Когда привела его в «Успенку», педагоги сразу обратили внимание на
пальчики (берут только тех, у кого прямые ногти, иначе больнее играть), проверили
слух. Мы готовились целый год и сдали вступительный экзамен. Так с семи лет
Асадбек начал заниматься скрипкой. После трёх месяцев занятий с Владимиром
Борисовичем Асадбек вышел на свой первый концерт, ‒ поделилась воспоминаниями
мама дирижёра.
‒ Асадбек,
расскажи о произведениях, которые ты дирижировал.
‒ После
первого же концерта Владимир Борисович начал давать серьёзные произведения. Мой
репертуар – это «Кармина Бурана» Карла Орфа, балетные сцены из оперы «Фауст»
Шарля Гуно, увертюра и антракты к 4-му действию оперы Жоржа Бизе «Кармен»,
сюита из балета «Чиполлино» Карена Хачатуряна, симфоническая поэма «Прелюды»
Ференца Листа, «Голубая рапсодия» Джорджа Гершвина...
‒ Сколько
всего произведений в твоей «дирижёрской копилке»?
‒ Всего
исполненных ‒ 17, а в разработке ещё больше.
‒ Какое твоё
самое любимое произведение и почему?
‒ «Ромео и
Джульетта» Петра Чайковского. Это мой любимый композитор, нравится характер его
музыки.
‒ Тебе тяжело
было научиться играть на скрипке?
‒ Да. Нужна
правильная постановка. Если постановка неправильная, то и игра будет фальшивой.
‒ А что любит
слушать мама в твоём исполнении?
‒
«Размышление» Жюля Массне. Мама обожает все мои репетиции с оркестром, живая
музыка ‒ это для неё совсем другой мир.
Мама
присоединилась к беседе:
‒ Когда я
пришла на первую репетицию, поразила мощь звуков! Мне очень понравилось! У
Асадбека тогда сердце выскакивало. А когда мы ездим на фестивали, то меня
переполняет гордость за сына. Всегда волнуюсь больше, чем сам Асадбек.
Огромную
благодарность хочется выразить Владимиру Борисовичу Неймеру. Хотя ему 78, а
Асадбеку всего 11, они очень хорошие друзья. Весь опыт и знания наставник
передаёт ученику. Асадбек у него самый юный ученик. Маститых дирижёров, которые
готовят новое поколение специалистов, не так уж и много.
К примеру,
Азиз Шохакимов, его ученик, живёт сейчас в Германии, он занимал первые места в
масштабных международных конкурсах.
‒ Чем ты
занимаешься в свободное время?
‒ Катаюсь на
роликах, на велосипеде, занимаюсь плаванием, рисованием, шахматами и чтением.
Также интересуюсь кулинарией, но пока ещё сам не готовлю, а только помогаю
маме.
‒ По каким
критериям можно отличить дирижёра?
‒ Объясню на
примере Владимира Борисовича. Он очень много знает. Когда беседуешь с ним,
поддерживает любую тему. И всегда подчёркивает, что дирижёр должен знать больше
всех, потому что один ведёт целый оркестр. Он юморист и молод душой.
‒ Ты ведёшь
оркестр. Сколько в нём человек?
– По-разному.
Зависит от произведения и вида оркестра. Оркестры бывают камерными и симфоническими.
Камерный оркестр меньшего состава: первые скрипки, вторые скрипки, альты,
виолончель, контрабасы, может быть и арфа, но не всегда. Бывают и 90, и 100
человек. Самый большой оркестр, которым я дирижировал ‒ Министерства обороны
России, состоял из 90 человек. Оркестр гремел так, что меня чуть не сдуло!
Также дирижировал оркестром Владимира Теодоровича Спивакова «Виртуозы Москвы».
‒ Ты
когда-нибудь дирижировал юным оркестром?
‒ Студенческим
оркестром в Государствой консерватории Узбекистана, ещё оркестром
Республиканского лицея имени Успенского.
‒ Какой
возрастной категорией руководить сложнее?
‒ Мне сложнее
дирижировать юношеским оркестром. Музыканты ещё не профессионалы, их труднее
собрать. Но и у профессионалов бывают ошибки.
‒ Какими
лучшими событиями в своей жизни ты бы мог поделиться?
‒ Самое
запоминающееся, повлиявшее на судьбу – знакомство с Владимиром Борисовичем. А
лучшее событие этого года ‒ участие в фестивале «Москва встречает друзей»,
который проходит в России.
Ещё
выступление на концерте студенческого симфонического оркестра консерватории в
апреле этого года в Ташкенте. Программа концерта состояла из произведений
Вивальди, Моцарта, Сибелиуса, Чайковского, Гершвина, Курбанова.
‒ Твои планы
на будущее...
‒ Владимир
Борисович сообщил, что осенью будет концерт и готовиться нужно всё лето. Будут
произведения, которые обычно дирижируют взрослые, опытные профессионалы. Также
в планах больше читать (обязательно энциклопедии, хочу продолжить своё новое
увлечение – изучение динозавров, а ещё меня привлекает космос).
После интервью
юный дирижёр и его мама пожелали читателям «Класса!» здоровья, мира и чистого
неба, много улыбок.
Анастасия ГОЛДВАРГ,
очарованная музыкой.
|