Республиканская детская газета "Класс!"
Главная страница О нас Архив Обратная связь
Разделы




Mustaqil bosma OAV va axborot agentliklarini qo`llab-quvvatlash va rivojlantirish jamoat fondi

погода



Hosting by UZINFOCOM

"Класс!"ные странички

18 Июль 2017 14:36
ЛИДЕР С ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ (29)

Дирижёр ‒ профессия сложная. С французского переводится как «руководить». Дирижёры существовали ещё в Древнем Египте, о чём свидетельствуют барельефы архитектурных сооружений того времени.

 Юный дирижёр Асадбек Аюбжонов из самого жаркого города Узбекистана ‒ Термеза. Он пришёл в редакцию с мамой Мохидой.

Асадбек – учащийся Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени В. Успенского. Его наставник – дирижёр Национального симфонического оркестра Республики Узбекистан, профессор Государственной консерватории Узбекистана по классам оперно-симфонического дирижирования и оперной подготовки Владимир Борисович Неймер.

‒ Как началась твоя дирижёрская карьера?

‒ Сначала я занимался скрипкой. Моя первая учительница Галия Рашидовна Бекмаева привела меня к Владимиру Борисовичу. Ознакомили с инструментами – и захотелось заниматься музыкой.

‒ Когда Асадбек был маленьким, я включала концерты симфонического оркестра. Хотела заинтересовать ребёнка. В нашей семье все любят музыку. Кто-то играет на гитаре, кто-то на дутаре, кто-то – на дойре. Подумала: «Может, и у сына получится?». Когда привела его в «Успенку», педагоги сразу обратили внимание на пальчики (берут только тех, у кого прямые ногти, иначе больнее играть), проверили слух. Мы готовились целый год и сдали вступительный экзамен. Так с семи лет Асадбек начал заниматься скрипкой. После трёх месяцев занятий с Владимиром Борисовичем Асадбек вышел на свой первый концерт, ‒ поделилась воспоминаниями мама дирижёра.

‒ Асадбек, расскажи о произведениях, которые ты дирижировал.

‒ После первого же концерта Владимир Борисович начал давать серьёзные произведения. Мой репертуар – это «Кармина Бурана» Карла Орфа, балетные сцены из оперы «Фауст» Шарля Гуно, увертюра и антракты к 4-му действию оперы Жоржа Бизе «Кармен», сюита из балета «Чиполлино» Карена Хачатуряна, симфоническая поэма «Прелюды» Ференца Листа, «Голубая рапсодия» Джорджа Гершвина...

‒ Сколько всего произведений в твоей «дирижёрской копилке»?

‒ Всего исполненных ‒ 17, а в разработке ещё больше.

‒ Какое твоё самое любимое произведение и почему?

‒ «Ромео и Джульетта» Петра Чайковского. Это мой любимый композитор, нравится характер его музыки.

‒ Тебе тяжело было научиться играть на скрипке?

‒ Да. Нужна правильная постановка. Если постановка неправильная, то и игра будет фальшивой.

‒ А что любит слушать мама в твоём исполнении?

‒ «Размышление» Жюля Массне. Мама обожает все мои репетиции с оркестром, живая музыка ‒ это для неё совсем другой мир.

Мама присоединилась к беседе:

‒ Когда я пришла на первую репетицию, поразила мощь звуков! Мне очень понравилось! У Асадбека тогда сердце выскакивало. А когда мы ездим на фестивали, то меня переполняет гордость за сына. Всегда волнуюсь больше, чем сам Асадбек.

Огромную благодарность хочется выразить Владимиру Борисовичу Неймеру. Хотя ему 78, а Асадбеку всего 11, они очень хорошие друзья. Весь опыт и знания наставник передаёт ученику. Асадбек у него самый юный ученик. Маститых дирижёров, которые готовят новое поколение специалистов, не так уж и много.

К примеру, Азиз Шохакимов, его ученик, живёт сейчас в Германии, он занимал первые места в масштабных международных конкурсах.

‒ Чем ты занимаешься в свободное время?

‒ Катаюсь на роликах, на велосипеде, занимаюсь плаванием, рисованием, шахматами и чтением. Также интересуюсь кулинарией, но пока ещё сам не готовлю, а только помогаю маме.

‒ По каким критериям можно отличить дирижёра?

‒ Объясню на примере Владимира Борисовича. Он очень много знает. Когда беседуешь с ним, поддерживает любую тему. И всегда подчёркивает, что дирижёр должен знать больше всех, потому что один ведёт целый оркестр. Он юморист и молод душой.

‒ Ты ведёшь оркестр. Сколько в нём человек?

– По-разному. Зависит от произведения и вида оркестра. Оркестры бывают камерными и симфоническими. Камерный оркестр меньшего состава: первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончель, контрабасы, может быть и арфа, но не всегда. Бывают и 90, и 100 человек. Самый большой оркестр, которым я дирижировал ‒ Министерства обороны России, состоял из 90 человек. Оркестр гремел так, что меня чуть не сдуло! Также дирижировал оркестром Владимира Теодоровича Спивакова «Виртуозы Москвы».

‒ Ты когда-нибудь дирижировал юным оркестром?

‒ Студенческим оркестром в Государствой консерватории Узбекистана, ещё оркестром Республиканского лицея имени Успенского.

‒ Какой возрастной категорией руководить сложнее?

‒ Мне сложнее дирижировать юношеским оркестром. Музыканты ещё не профессионалы, их труднее собрать. Но и у профессионалов бывают ошибки.

‒ Какими лучшими событиями в своей жизни ты бы мог поделиться?

‒ Самое запоминающееся, повлиявшее на судьбу – знакомство с Владимиром Борисовичем. А лучшее событие этого года ‒ участие в фестивале «Москва встречает друзей», который проходит в России.

Ещё выступление на концерте студенческого симфонического оркестра консерватории в апреле этого года в Ташкенте. Программа концерта состояла из произведений Вивальди, Моцарта, Сибелиуса, Чайковского, Гершвина, Курбанова.

‒ Твои планы на будущее...

‒ Владимир Борисович сообщил, что осенью будет концерт и готовиться нужно всё лето. Будут произведения, которые обычно дирижируют взрослые, опытные профессионалы. Также в планах больше читать (обязательно энциклопедии, хочу продолжить своё новое увлечение – изучение динозавров, а ещё меня привлекает космос).

После интервью юный дирижёр и его мама пожелали читателям «Класса!» здоровья, мира и чистого неба, много улыбок.

 

Анастасия ГОЛДВАРГ,

очарованная музыкой.