Республиканская детская газета "Класс!"
Главная страница О нас Архив Обратная связь
Разделы




Mustaqil bosma OAV va axborot agentliklarini qo`llab-quvvatlash va rivojlantirish jamoat fondi

погода



Hosting by UZINFOCOM

"Класс!"ные странички

23 Февраль 2022 17:06
ПОЙМАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ! МОШЕННИКИ И ИХ АФЕРЫ (8)

«Алло, здравствуйте! Это звонок из банка. Вам был ошибочно перечислен миллион сумов. Сообщите, пожалуйста, номер карты и серию паспорта. Мы переведём деньги обратно»...

В последнее время подобные звонки всё чаще поступают узбекистанцам. Это одна из схем мошенничества. Как не попасть в такую ловушку? Что делать, если деньги с карты всё-таки украли? Кто такой Виктор Люстиг? Разберёмся по порядку.

Кто они?

 

Мошенничество – кража чужого имущества путём обмана. Мошенники в основном звонят гражданам и представляются сотрудниками службы безопасности, отдела пластиковых карт или другого подразделения Центрального банка, коммерческого банка, платёжной организации, оператора платёжной системы.

 

Как крадут? Пять уловок

 

Мошенники звонят и сообщают, что некто пытается привязать вашу карту к другому номеру телефона. Затем просят все данные и осуществляют перевод с карты. Деньги бесследно исчезают.

Иногда просят установить на телефон специальное приложение якобы для лучшей защиты – им оказывается программа удалённого доступа и управления, с помощью которой можно зайти в личный кабинет онлайн-банка и перевести деньги на свой счёт.

Во время звонка мошенники убеждают снять деньги в банкомате и зачислить их на специальный счёт для «спасения средств».

Рассылают поддельные письма от магазинов, предлагая скидки на различные товары, или создают копии сайтов известных брендов.

При заказе еды через Telegram или другие платформы создают фейковый аккаунт и присылают ссылку на сайт-перехватчик. После введения данных деньги исчезают.

 

Как их распознать?

 

Звонки или сообщения поступают с неизвестных, скрытых или незнакомых номеров.

Попытка запутать клиента словами «быстрее», «сейчас», «объясним позже».

Мошенники ведут себя уверенно и оказывают давление. Либо хорошо убеждают в своей правоте.

Когда им задают уточняющие вопросы, может возникнуть путаница или неопределённость в ответах (либо шум в телефоне).

Они запрашивают паспортные данные, номер карты с указанием её срока действия, отправленный проверочный код или другую конфиденциальную информацию.

Сообщения типа «Вы выиграли приз» – одна из основных ловушек.

 

Что делать, чтобы не попасть в их сети?

 

Не вступай в переговоры.

Сохраняй спокойствие.

Свяжись с банком и удостоверься, действительно ли звонили оттуда.

Все приложения устанавливай из официальных источников, а не переходя по сомнительным ссылкам.

Не сообщай посторонним свои паспортные данные и другую конфиденциальную информацию.

Не сообщай коды, полученные смс-сообщением.

Если просят следовать инструкциям, обратись в обслуживающий банк для выяснения ситуации.

Если звонящий представился сотрудником организации, уточни номер отдела, фамилию и проверь информацию на официальном сайте.

Не позволяй продавцам и официантам уносить карту из поля зрения.

Всегда прикрывай рукой клавиатуру терминала оплаты или банкомата, когда вводишь пароль.

 

Что делать, если всё-таки попал?

 

1. Заблокируй карту: через мобильное приложение банка, по телефону горячей линии, в отделении банка.

2. Сообщи о краже и оформи возврат денег не позднее следующего дня после того, как банк уведомил тебя о подозрительной операции.

 

Талантливый обманщик

 

Если современные мошенники воруют деньги с карт, то раньше... Одним из самых талантливых обманщиков слыл Виктор Люстиг. С детства был смышлёным, знал несколько языков. Занимался мелкими аферами, пока не увидел статью в газете, где говорилось, что правительству Франции не хватает денег на содержание Эйфелевой башни.

Так появился хитрый план: Люстиг составил поддельную верительную грамоту, где назвал себя заместителем главы Министерства почты и телеграфа. Затем отправил её шести дилерам. Встретившись с ними в дорогом отеле, мошенник сказал, что правительство собирается снести башню и продать на металлолом на закрытом аукционе. Сделка прошла успешно. А когда инвесторы очнулись, Люстиг уже был на пути к Вене с полным чемоданом денег.

Известный предприниматель Андре Пуассон, которому обманщик продал право на утилизацию башни, не стал обращаться в полицию, так как не хотел выглядеть дураком. Поняв, что ему ничего не грозит, Люстиг снова приехал в Париж и совершил ту же аферу. Но на этот раз покупатель не стал молчать и заявил на мошенника в полицию, поэтому Люстигу пришлось бежать в Америку. Там его поймали и отправили в тюрьму.

 

И ещё несколько советов

 

Самое главное – контролируй операции по счёту. Для этого нужно подключить смс-информирование. Настоящий сотрудник банка не будет запрашивать такие сведения, как пин-код, CVC-/CVV-код (секретный код на оборотной стороне карты), срок её действия.

Думаю, теперь ты уже знаешь, как отличить мошенника. Были ли у тебя подобные случаи? Поделись с нами своей историей.

 

Лаура ЖУМАНИЯЗОВА, бдительный спецкор.